Главная » 2019»Ноябрь»22 » Создание композитов для МС-21 станет драйвером наукоемких отраслей экономики РФ | Новости
20:53
Создание композитов для МС-21 станет драйвером наукоемких отраслей экономики РФ | Новости
Основой российской гражданской авиации в будущем должен стать среднемагистральный лайнер МС-21, который в настоящий момент доводится до ума предприятием «Иркут», но в силу целого ряда обстоятельств выпуск машины в серию может быть сдвинут.
Россия продолжает доводить до ума среднемагистральный лайнер МС-21" data-author=" " data-owner="Корпорация «Иркут»" Создание композитов для МС-21 станет драйвером наукоемких отраслей экономики РФ">
Россия продолжает доводить до ума среднемагистральный лайнер МС-21
Например, это авиакомпозитные материалы, которые в России просто не производятся и которые по этой причине вошли в санкционный пакет США, из-за чего в России было принято решение о проведении работ по импортозамещению данного направления.
Россия может за два года заместить композиты для МС-21
Генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ), академик РАН Евгений Каблов отметил, что композиционные материалы, используемые при строительстве МС-21, могут быть импортозамещены в России за два года.
Кроме того, Каблов добавил, что такая задача на сегодня поставлена, и Россия уже нашла способ, как ее реализовать. Все здесь упирается во время и средства, что, естественно, несколько усложнит данный проект.
Экономист Дмитрий Адамидов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что реализация данного проекта позитивно скажется на отечественном народном хозяйстве, хотя данный эффект не выйдет за границы нескольких отраслей российской экономики.
Санкции США могут повлиять на российские самолетные проекты" data-author=" " data-owner="pixabay.com" Создание композитов для МС-21 станет драйвером наукоемких отраслей экономики РФ">
Санкции США могут повлиять на российские самолетные проекты
pixabay.com /
Проект МС-21 имеет большое значение для России
Примечательно, что главным фактором здесь выступают не сложности – разработка МС-21 идет в нормальном темпе, а те ограничения, которые в отношении лайнера планируются в рамках экстерриториальных санкций США.
Дело в том, что Россия – это все-таки не Советский Союз середины восьмидесятых годов, который обладал таким промышленным потенциалом, на основании которого мог реализовать в сжатые сроки любой технологический проект. У России сейчас все обстоит иначе, а на волне потока нефтедолларов для снижения себестоимости у нас ряд направлений промышленности вообще переложили на экспорт.
В результате, как в Superjet-100, так и в МС-21, велика доля иностранных комплектующих, причем это касается не только запчастей, но и сырья, необходимого для производства современного авиалайнера — соответствующего всем мировым требованиям и нормам.
«Конечно, если мы создадим композиты, это будет очень хорошо, но все-таки у данного материала ограниченная сфера применения. Возможно, он подойдет для какой-то иной высокотехнологичной техники, но мы сейчас не производим промышленную продукцию в таком большом количестве, как раньше, поэтому эффект здесь будет чрезвычайно узким», - заключает Адамидов.
В производстве МС-21 используются иностранные комплектующие" data-author="Пресс-служба корпорации «Иркут»" data-owner="irkut.com" Создание композитов для МС-21 станет драйвером наукоемких отраслей экономики РФ">
В производстве МС-21 используются иностранные комплектующие
irkut.com / Пресс-служба корпорации «Иркут»
Реализация данного проекта станет серьезным успехом для России
Как замечает эксперт, в символическом смысле это станет большим успехом, поскольку доведением до конца этого проекта вместе с получением композитов собственного производства покажет, что наша промышленность может решать широкий спектр задач.
«Вопрос только во времени, когда проект может быть реализован. Когда это будет – через два года, три или четыре, и надо сказать, что если проект будет завершен в указанные сроки, то это действительно станет значительным успехом», - констатирует Адамидов.
Здесь вспоминается ситуация с американскими бомбардировщиками B-29, которые на заключительном этапе Второй мировой войны сели на советском Дальнем Востоке. После этого машины, а их было, как минимум, четыре единицы, были удержаны в СССР с приказом главы советского государства Иосифа Сталина скопировать данный самолет по принципу «один-в-один».
Так появился тяжелый бомбардировщик Ту-4, на основе которого выстраивалась вся советская стратегическая авиация, не говоря уже про то, что благодаря такому копированию СССР получил несколько принципиально новых отраслей российской промышленности.
Правительство РФ проводит программу импортозамещения" data-author="NVO / CC BY-SA 3.0" data-owner="wikipedia.org" Создание композитов для МС-21 станет драйвером наукоемких отраслей экономики РФ">
Правительство РФ проводит программу импортозамещения
wikipedia.org / NVO / CC BY-SA 3.0
Перспективы МС-21 будут понятны после реализации этого проекта
Для реализации таких проектов, чтобы они больше не ставили перед нами значительных проблем, как полагает эксперт, нужно развивать конструкторскую школу и внедрять инновации в экономику – тогда мы перестанем делать столь большую ставку на экспорт.
«Соответственно, мы сможем в рамках данных начинаний закрыть проблемы проекта МС-21, а если брать все направления, то для этого нужны не два года, а где-то десятилетие, ведь это очень сложный и крайне наукоемкий процесс», - резюмирует Адамидов.
В качестве главной задачи сейчас надо «сделать не хуже», поэтому если российский композит и выйдет дороже, никто особенно не расстроится, но в то же время нельзя забывать, что МС-21 позиционируется как экспортная машина. Из-за этого в ней и было использовано так много иностранных компонентов, которые в настоящее время будут заменяться на российские аналоги, и это, в любом случае, проблема.
«По лайнеру МС-21 пока сложно говорить, поскольку эта машина еще не летает, т.е. не находится в опытной эксплуатации. Вот когда это событие случится, и можно будет говорить по его перспективам, а пока все это не более чем домыслы», - заключает Адамидов.
Это позитивный процесс для российской экономики" data-author="PD" data-owner="pixabay.com" Создание композитов для МС-21 станет драйвером наукоемких отраслей экономики РФ">
Это позитивный процесс для российской экономики
pixabay.com / PD
Просто одно дело, когда самолет разработан на бумаге, а решения обкатываются в форме опытных испытаний, а другое дело, когда это уже полноценный товар, и пока этого не случилось, нельзя говорить о рыночных перспективах проекта.
Впрочем, нет сомнений — чем больше комплектующих мы делаем в России, тем лучше будет нашей экономике.